Главная  » Это интересно! О наших прадедах » Мстислав Владимирович Храбрый или Удалой



А знаете ли вы, что такое Тьмутаракань и откуда появились казаки?


Читайте увлекательный рассказ о князе Мстиславе Владимировиче Храбром,
и узнаете много интересного!

Мстислав Владимирович Храбрый или Удалой

После Крещения Киевская Русь вступила в полосу активной созидательной творческой деятельности. Перед людьми встала задача организации своей земли, своего мира, да и просто своей повседневности на новых, христиански, основах.  Такую грандиозную задачу невозможно решить быстро - приходится  искать не только новые формы управления и общежития, но и  открывать новые формы существования собственной личности.

Историями личностного преображения, превращения человека из вольного самоуправного язычника в стойкого и верного христианина богаты 11 – 12 века. Вот одна из таких историй.

Князь Мстислав Владимирович – сын крестителя Руси Св. Владимира родился предположительно в 983 г. В конце жизни он получил прозвища Храбрый и Удалой, а это, безусловно, оценка личности и деятельности. Сразу отметим: оценка точная, но не исчерпывающая.

Трудно сказать, когда он был крещен с именем Константина, но можно предположить, что превращению его в истового христианина – а это случилось - способствовали некоторые драматические моменты в его биографии.

Около 990 – 1010 годов (точнее историки сказать не могут) он получил в удел Тмутараканское княжество. Наверное, многие знают слово "тьмутаракань", что означает отдаленное, труднодостижимое и глухое место. С точки зрения жителя древнего Киева, это было действительно так. Но этот далекий большой торговый город с хорошей гаванью был очень важен для Киевской Руси: через него осуществлялись политические и экономические связи с Византией. За этот город стоило побороться.

И Мстислав Владимирович начал борьбу против алан, касогов и греков, которые считали этот город своим.  Касоги были пограничным племенем абхазо-адыгского происхождения, сильные и умелые воины.

Когда оба войска встретились, касожский князь Редедя вызвал Мстислава на поединок.
Эта история произвела сильное впечатление на современников, о поединке рассказывает летописец Никон и упоминается в "Слове о полку Игореве".

Касожский князь-богатырь Редедя, уверенный в своих силах, предложил Мстиславу Владимировичу: « Чего ради погубим дружины? Но сойдемся, чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все».
 


Н.Рерих. Битва Мстислава с Редедей.



 И сказал  Мстислав: «Да будет так».

Редедя предложил : «Не оружием будем биться, но борьбою»
.

Богатыри начали бороться...  Мстислав не мог справиться с гигантом Редедей, он слабел, изнемогал и тогда впервые взмолился: "О, Пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя Твое".

И победил, и убил касожского князя. Ну, по обычаям того времени забрал все богатства, увел в плен его  жену, детей, и возложил на касогов дань.

Обещание свое Мстислав Владимирович выполнил. Придя в Тмутаракань, он заложил каменный храм - церковь Святой Богородицы, которая позднее, при учреждении Тмутараканской  епархии, стала епископальной. Храм не сохранился, более того,  место его нахождения определили случайно.  В 1792 г. в станице Таманской нашли  мраморную плиту, где были высечены две строки "В лето 1068 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Кърчева 14000 сажень". Это племянник Мстислава Владимировича, князь Глеб Святославович, без сомнения, одним из первых в Киевской Руси занимался научными изысканиями.

На месте церкви были найдены лишь мелкие кусочки штукатурки и фресок,  круглые оконные стекла диаметром в 10 см., камни ракушечника со следами обтески на известковом растворе.

Это был первый каменный храм Киевской Руси. После его  возведения Мстислав Владимирович стал увлеченным строителем. Постройка храмов  входила в его "программу" развития  удела. В тот период, судя по всему, Тмутаракань являлась своего рода духовной столицей Руси.

Мстислав Владимирович вообще оказался замечательным правителем. Летописец описывает Мстислава как "тучного и краснолицего, с большими глазами, храброго в битвах, милосердного и любившего свою дружину, не жалевшего для нее ни денег, ни еды, ни питья". Он сумел объединить различные племена Кавказа в единую дружину, что отразилось в истории Киевской Руси.

В 1024 году Мстислав в силу сложных исторических обстоятельств начал войну со своим братом Ярославом, киевским князем. Мстислав подошел к Киеву, однако город ему не сдался. Осаждать Киев Мстислав не стал и направился к Чернигову, жители которого сдались ему.  Мстислав проявил редчайшее для того времени великодушие, отправив послание Ярославу и дав ему знать что тот может  как верховный князь править правой стороной Днепра. Мстилаву же доставалась левая сторона с Черниговом и Переяславом.

Очевидно между Тмутараканью и северными областями Киевской Руси  существовала дружественная  миграция населения. Мстислав привел в Чернигов большой отряд косожских воинов. Некоторые из них, возможно, осели в  землях северян. Подтверждением этого является касожское название впадающей в Днепр реки  Псол, "вода", а также город с названием Черкассы, что по-древнерусски значит "черкесы".  Косоги же  постепенно превратились в казаков.

 
На таких ладьях передвигались воины князя Мстислава Тмутараканского


Став черниговским князем, Мстислав  не обделял вниманием своих владений в Тмутаракани. В 1031 году русско-аланский флот появился на Каспийском море, где совершил ряд военно-морских операций, возможно не принесших видимых геополитических результатов, но важных для накопления боевого и мореходного опыта.

Но самым большой радостью для Мстислава Владимировича все же было строительство православных храмов. Он строит Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Это самый древний памятник архитектуры  Киевской Руси, старше Софиевского собора в Киеве  и подлинное архитектурное чудо.

 
Спасо-Преображенский собор в Чернигове, построенный Мстиславом, в котором он и похоронен.

Планировка этого  собора уникальна: подобной конструкции не имеет ни один из известных древнерусских храмов. В нем соединена схема византийского крестово-купольного храма с элементами романской базилики. А все потому, что Мстислав Владимирович  приглашал строителей из Малой Азии и Закавказье, где в то время и были замечательные мастера, строившие подобные храмы. В 1033 году он сновал  Спасо-Преображенскую обитель в Новгороде Северском, которая относится к древнейшим миссионерским центрам Киевской Руси.
 


Спасо-преображенский монастырь.Спасо-Преображенская обитель была основана в 1033 г. князем Мстиславом Тмутараканским и относится к древнейшим миссионерским центрам Киевской Руси.

Мстислав погиб на охоте в 1036 году и был похоронен в недостроенном соборе св. Спаса.