Главная  » Это интересно! О наших прадедах » Преподобный Максим Грек


?Преподобный Максим Грек


?Преподобный Максим Грек - философ и богослов, в миру Михаил Триволис, родился в 1470 г., происходил из древнего и знатного византийского рода, отличающего благочестием и преданностью православной вере. 

С 10 лет Михаил проходил обучение классическим наукам у Иоанна Мосхоса на острове Корфу (Керкира). С 1492 г. он продолжил образование в Италии (которая после падения Константинополя стала средоточием греческой образованности), где занимался изучением древних языков, церковной и философской литературы, слышал и о великих богомудрых старцах, подвизавшихся в святогорских обителях. И уже в 1505 г. святой принял постриг с именем Максим в честь Максима Исповедника († 662 г.) в Благовещенском Афонском Ватопедском монастыре. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном.


Просветитель Руси


В марте 1515 г. великий князь Московский Василий III отправил на Афон послов с просьбой прислать ему искусного переводчика книг старца Савву для того, чтобы разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог. Но так как Савва был слаб здоровьем, то святогорские старцы Афона решили вместо него послать Максима, который также был «искусен Божественному Писанию и годен к толкованию и переводу всяких книг». 


4 марта 1518 г. преподобный Максим вместе со своими спутниками прибыл в Москву. Василий III принял гостей с великой честью и назначил местом пребывания их кремлевский Чудов монастырь. Первый труд - перевод Толковой Псалтири, сделанный при помощи русских толмачей и писцов, заслужил одобрение духовенства и «сугубую мзду» князя, но домой по окончании труда, несмотря на просьбы Максима, отпустили только его спутников. 


Преподобный Максим Грек продолжил работу над переводами, сделал опись книгам богатой великокняжеской библиотеки, исправил богослужебные книги: Триодь, Часослов, праздничную Минею, Апостол. Переводческие труды убедили преподобного Максима в важности хорошего знания грамматики и греческой, и славянской. 

Преподобный Максим Грек способствовал просвещению, писал против астрологии и суеверий. 


Общение с образованными русскими вельможами познакомило ученого инока с русской церковной, государственной и общественной жизнью. В вопросе о монастырских вотчинах он явился деятельным сторонником «нестяжателей» - последователей преподобного Нила Сорского († 1508 г.), что повлекло за собой вражду с влиятельными в церковной иерархии и при дворе лицами. 


Скорби и гонения


Положение преподобного Максима усугубилось при возведении на первосвятительский престол митрополита Даниила. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный переводил на славянский язык церковную историю блаженного Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. 


Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений. 


Его положение еще более стало уязвимым, когда преподобный вызвал к себе нерасположение и со стороны великого князя Василия III. Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу Иосифо-Волоколамского монастыря. С того времени начался новый, многострадальный период его жизни. 


Шесть лет провел страдалец в сырой, тесной, смрадной и угарной келии. Здесь он терпел мучения от дыма, холода и голода и был «от великия тесноты темничныя вельми скорбен очами и ногами», а по временам, приходил в омертвение. Но Господь не оставил страдальца без утешений: явившийся Ангел Божий сказал ему: «Терпи, старец, этими временными страданиями ты избавишься от вечных мучений». Исполнившись духовной радости от этого видения, узник воспел Святому Духу Утешителю канон, который нашли потом написанным на стенах его темничной келии. 


В 1531 г. преподобного Максима опять потребовали на соборный суд. С новым обвинением против него выступил сам митрополит Даниил. На этот раз он начал с политических обвинений, потом выдвинуто было и совершенно нелепое обвинение в колдовстве, за которыми последовали новые обвинения в хульных выражениях, обнаруженных в сделанных им 10 лет назад переводах. На допросе преподобный страдалец вел себя смиренно, кланялся в ноги судьям, просил о прощении, признавал себя виновным в «неких малых описях», происшедших не от ереси или лукавства, а случайно. 


Но унижение Максима не смягчило его судей, собор отлучил Максима Грека от причащения Святых Таин и в оковах отправил в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Здесь преподобный Максим Грек провел более 20 лет. Тверской епископ Акакий был человек добрый и к преподобному Максиму относился милостиво и сострадательно. Об освобождении его и отпущении на родину тщетно просили и святогорская братия, и патриархи Антиохийский и Константинопольский от имени целого собора, и патриарх Иерусалимский. Безуспешны были также просьбы самого преподобного Максима Грека, обращенные к Иоанну IV. 


В 1547 г. преподобный Максим написал послание новому митрополиту Макарию, в котором жаловался на то, что его оболгали не за ересь, а за невольные ошибки, допущенные по незнанию языка, он претерпел оковы, дым, голод, холод и, самое тяжкое, лишение причастия. Митрополит Макарий отвечал ему не сам, а через своего протосинкела (должностное лицо при митрополите и в его доме) монаха Алексея «Узы твои целуем, как одного из святых, пособить тебе не можем», ибо «жив связавший его» — митрополит Даниил. 

Когда преподобному было предложено испросить себе причащение под предлогом смертной болезни, то для святого инока этот лукавый совет был неприемлем. Великий страдалец уже не просил о дозволении вернуться на Афон и даже о возвращении в Москву: «Я о возвращении в Москву и житии там не прошу, а только хлопочу о причастии, которое просто всем дается; ни суда ни собора не прощу, а только милости и человеколюбия». Наконец, отлучение от Святых Тайн было снято с преподобного, но свободу ему не вернули. 

Митрополит Макарий высоко ценил сочинения ученого грека. И когда готовился Стоглавый Собор, то к суждениям ученого богослова прислушивались и митрополит с иерархией, и царь, и лица при дворе Влияние писаний преподобного Максима сказалось на деяниях и постановлениях Стоглавого Собора. С ходатайством об облегчении участи преподобного узника выступил тогда новопоставленный игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. И это ходатайство возымело успех. 


Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. 


Неисполненный обет


Майским днем 1553 года в Троице-Сергиев монастырь пожаловал царь Иван IV Васильевич с царицей Анастасией и недавно рожденным сыном Димитрием, чтобы помолиться у гроба великого чудотворца Сергия Радонежского, отдохнуть и продолжить неблизкий путь в Кирилло-Белозерскую обитель. Путешествие к мощам преподобного Кирилла царь затеял по обету, который дал во время своей недавней тяжкой болезни.


В Троицком монастыре пожелал государь увидеться со старцем Максимом, которого звали Греком, ибо давным-давно прибыл тот в Московское государство из греческой земли, со святой Афонской горы.


Выслушав рассказ царя о перенесенной хвори, во время которой он едва не преставился, о данном клятвенном обещании съездить на богомолье в Белоозеро, старец вместо благословения стал отговаривать государя от долгой поездки:


- Обеты неблагоразумные угодны ли Богу? Вездесущего не должно искать только в пустынях, ибо весь мир исполнен Его. Если желаешь изъявить ревностную признательность к Небесной благодати, благотвори на престоле! Утешь своей милостью христианских вдов, сирот, матерей - сколько воинов пало, сколько несчастных стало одинокими после счастливого твоего завоевания Казанского царства… Вот царское дело!


Иван был недоволен словами инока, показавшимися ему дерзкими, и расстался с ним холодно. Тем не менее, когда царский поезд уже покидал Троицу, Максим попросил приближенных государя - князей Адашева и Курбского - передать ему слова пророческие, вовсе уж страшные: «Если не послушаешься меня, забудешь кровь мучеников, побитых погаными за христианство, презришь слезы сирот и вдовиц и поедешь с упрямством, то знай, что сын твой умрет на дороге!»


Не вняв мудрому совету Грека, поехал летом 1553 года царь Иван по северным обителям и… возвратился в Москву уже без сына! 


Прославление Святого


21 января 1556 г. преподобный Максим скончался в обители Живоначальной Троицы, проведя 38 лет в подвижнических трудах и страданиях на благо Русской Церкви и Вселенского Православия. Умирая, преподобный страдалец трижды осенил себя крестным знамением. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. На этом месте еще в XVII веке стали совершаться чудеса. Так, в день открытия мощей святителя в 1591 году, что было совершено по благословению патриарха Иова, у гроба его исцелились от тяжких болезней сразу 16 человек…


В 1591 г. по благословению патриарха Иова мощи преподобного были освидетельствованы: «И открыша, и пойде от мощей его благоухание, и цело и невредимо тело его, и ризы бяше и мантия, и вся на нем покрывало не истле, и на персех руце его, и десная рука согбена крестом». 

Засвидетельствовано немало чудес, свершившихся у гробницы подвижника, на которой написаны тропарь и кондак ему. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых. 


А на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6-8 нюня 1988 г. преподобный Максим Грек был канонизован для общецерковного прославления на основании святости жизни и чудотворений от него и его святых мощей, а также на основании его широкой почитаемости православным народом как жителя иноческого жития, святого чудотворца. В июле 1996 г. мощи преподобного Максима Грека были обретены у Духовского храма Троице-Сергиевой Лавры. 

Память преподобного совершается 21 января (3 февраля) и 21 июня (4 июля) (обретение мощей в 1996 г.). Сейчас мощи пребывают в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры.

Тропарь, глас 8 


Зарею Духа облистаемь, / витийствующих богомудренно сподобился еси разу¬мения, / неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просве¬щая, / пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, / отонудуже ревности ради Всевидящаго / отечества чужд и странен, Российския стра¬ны был еси пресельник, / страдания тем¬ниц и заточения от самодержавнаго пре¬терпев, / десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. / И о нас ходатай буди непреложен, / чтущих любовию святую память твою.