Братья Лихуды

Греческих иеромонахов братьев Лихудов можно назвать родоначальниками высшего образования в России.

 

Рубеж  XVII - XVIII веков был в России временем огромного интеллектуального напряжения. В жестких спорах решались вопросы, касающиеся внутреннего содержания христианской веры, а также тесно связанные с этим вопросы богослужения. Правильно ли человек предстоит пред Богом,  правильно ли славит Его – вопросы огромной важности, не раз решавшие судьбы нашего государства. Россия вновь оказалась на перепутье: чему и как следует учиться у католического Запада, что взять, от чего защититься.


Именно  в это время назрела потребность в интенсивном развитии российского образования. Из Европы приглашались преподаватели различных дисциплин, а они несли не только научные знания, но и свое, католическое или протестантское понимание христианства. Особенно "латинское" влияние  было очевидно в гуманитарных дисциплинах.  Хотя здесь трудно провести границу, так как в это время образование осуществлялось комплексно: обязательно было изучение  и математики, и риторики. А уж знание Закона Божиего и церковной догматики  воспринималось как   необходимый уровень грамотности. 


В 1687 году в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия, первое высшее учебное заведение России. Здесь должны были готовить образованных людей для государственного и церковного управления, соответственно преподавались предметы, необходимые по понятиям того времени: славянский, греческий и латинский языки, грамматика, пиитика, риторика, психология, физика, а также богословие. Главное место занимал греческий язык. Кстати, эти предметы развивают логическое мышление и дают широкий кругозор.


Для руководства этим важнейшим  учебным заведением были приглашены из Греции братья Лихуды, иеромонахи Иоанникий и Софроний.

Инициатором приглашения греческих монахов  для руководства русским образованием был патриарх Московский  Иоаким. Это было важное и принципиальное решение. 


Московская Русь тогда  явно тяготела к западной,  в особенности к польской культуре.  Находившийся в это время на престоле царь Федор Алексеевич, старший брат Петра I,  был широко образованным человеком, свободно говорил на латыни и по-польски. Под влиянием первой жены царя, польской дворянки Агафьи Грушецкой, при московском дворе впервые стали брить бороды и носить «немецкое платье». Заметим, будущий реформатор России был еще в отроческом возрасте.


"Латинофильские" партии при дворе набирали огромную силу. Речь при этом шла не только о камзолах и париках, но о важных догматических положениях веры. Например, в 1680-х  в Москве распространилась пришедшая из Малороссии «латинская» практика совершения «боголепного поклонения» хлебу и вину во время литургии до момента их преложения в Таинстве евхаристии. Эту, с православной точки зрения, ересь поддерживали иезуиты, получившие в то время право открыть свою школу в Москве.


Сложилась чрезвычайно опасная ситуация; Московская Русь рисковала утратить главный стержень своего существования – Православие. А вслед за тем и государственную целостность. А между тем, элита страны все больше склонялась к "латинству". Патриарх Иоаким, истинный борец за православие, тонкий и умный государственный деятель, понимал, что образование – будущее страны -  должно быть организовано на строго православном фундаменте. 


Организаторами такого типа образования и стали братья  Лихуды, потомки византийского княжеского рода царской крови. Они учились в Греции, потом в Венеции и Падуанском университете. Затем долгое время были в Греции учителями богословия и проповедниками.




Братья  прибыли в Москву 6 марта 1685 года, и сразу начали преподавать в уже существовавшей  школе, помещавшейся в Заиконоспасском монастыре. Преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику и физику, преодолевая сопротивление "латинствующих" учёных.





Вид на Заиконоспасский и Богоявленский монастыри в 1917 году со стороны Театральной площади



 Лихуды строили  преподавание на творениях святых отцов, учитывая достижения современной науки, опираясь на те курсы, которые сами слушали в Падуе. Научный уровень подготовки Лихудов был  выше, чем у их коллег из Киевской академии.


Разумеется, братья приняли активное участие в догматических спорах, сотрясавших всю мыслящую Москву. Они написали острое "антилатинское" сочинение «Акос или врачевание от угрызений змиевых» и ряд других полемических работ. Именно эти произведения братьев помогли решить сложный вопрос в пользу точки зрения греческого православия. Остро и продуктивно братья вели дискуссии и против лютеран и против раскольников. Для русских интеллектуалов, и богословов, и философов, которые начали формироваться в это время, это была прекрасная школа полемики на фундаменте твердой веры, подкрепленной  обширной эрудицией.


 

Сочинения братьев Лихудов и комментарий к Теологии Иоанна Дамаскина



Братья  Лихуды внесли выдающийся вклад  в русскую культуру. Они основали Славяно-греко-латинскую Академию, первое в  России высшее учебное заведение на уровне европейских  университетов;  начали систематическое преподавание в Московии живых европейских (новогреческий и итальянский) и классических (древнегреческий и латинский) языков, заложили  основы гуманитарного образования и создали необходимые для этого учебники. А главное, что в сложный момент сомнений и нерешительности, в которых пребывало общество, они помогли отстоять православное понимание мира как важнейшую культурную ценность России.


Их учениками были выдающиеся деятели русской культуры: граф А.И. Мусин-Пушкин, начальник Монастырского приказа,  первый русский доктор медицины и начальник Аптекарского приказа П.В. Постников, директора Московского печатного двора Фёдор Поликарпов и Алексей Барсов и многие другие.


Греческих иеромонахов братьев Лихудов можно назвать родоначальниками высшего образования в России.




Памятник братьям Лихудам у Заиконоспассого монастыря.